Crime Time
«Политическая турбулентность — благодатная почва для практики White Collar Crime»утверждает Денис Бугай, партнер VB PARTNERS
— Как сегодня изменилась практика White Collar Crime (WCC) в Украине?
— Сегодня происходит активное структурирование практики WCC. Мы выделяем четыре основных ее элемента: защита бизнеса от противоправного влияния правоохранительных органов; преступления в деловой сфере (уклонение от уплаты налогов, хищения, мошенничество и т.д.); антикоррупционные расследования и расследования, связанные с государственными активами; трансграничные расследования, вопросы экстрадиции и Интерпола.
Отдельный сегмент — представительство интересов бизнеса, который выступает потерпевшим от действий недобросовестных контрагентов или государства.
Наибольший объем работ сегодня — производства Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Высшего антикоррупционного суда (ВАКС). Коллеги в этих органах достаточно энергичные и держат высокий темп работы.
Время от времени отдельные отрасли вызывают у правоохранительных органов особый интерес. Последние пять лет это были банки, сегодня — крупные промышленные группы.
Особый фокус их внимания направлен на государственные ресурсы. Любая операция с государственным активом (от рядовой закупки до приватизации крупного объекта) — потенциальное уголовное производство.
— Какие ключевые ожидания у клиента WCC к своему адвокату?
— Клиент практики WCC очень требователен. У него есть опыт существования в корпоративном мире с его системностью и структурированностью. Классический адвокатский подход к работе кажется ему хаотичным. Ожидания клиента — комплексность экспертизы, а не только знание уголовного процесса, плюс понимание правил корпоративного мира и мира финансовых трансакций.
Важный критерий — стратегическое мышление, способность предложить план с пониманием широкого поля рисков, в том числе репутационных, а не только прямых уголовных.
— А как насчет адвокатов, специализирующихся на WCC? Это должны быть «универсальные солдаты» или индивидуально подкованные каждый в своем направлении профессионалы? Какими принципами вы руководствуетесь при формировании проектной команды?
— Критерии нашего адвоката: идеальное знание УПК и судебной практики, антикоррупционного законодательства; высокие навыки письменной и устной коммуникации, а также публичных выступлений. Отдельное пожелание — дополнительная область экспертизы: Tax, Banking & Finance, Compliance, Real Estate, глубокое понимание корпоративного и антимонопольного регулирования.
Стоит помнить о таких особенностях, как стрессоустойчивость и решительность, без них в WCC нечего делать.
Мы культивируем дух соперничества, но не соревнуемся друг с другом. Мы конкурируем только с процессуальными оппонентами. Ключевой стимул для наших адвокатов — безграничные возможности профессиональной реализации, работа со сложными и комплексными кейсами.
Специфика практики не предвидит пребывания в зоне комфорта. Мы руководствуемся известным принципом «расти или уходи».
С целью улучшения знаний и навыков у нас внедрена система образовательно-тренинговых инициатив разного уровня. Каждый квартал адвокаты проходят такие тренинги и независимую оценку.
Финансовая мотивация — один из ключевых критериев политики компании. Экстраусилия конвертируются в бонусные и премиальные выплаты. Система вознаграждений должна быть простой, понятной и официально утвержденной политикой.
— Практика уголовного права и процесса широко популярна в нашем государстве. Каким набором предложений должна обладать юридическая компания, специализирующаяся на WCC, чтобы эффектно отличаться на фоне конкурентов и пользоваться большим спросом на рынке?
— Более пяти лет назад мы отказались от классической модели компании full-service и выбрали формат юридического бутика. Вместе с этим мы приняли новые вызовы и стали трендсеттерами бутиковости в Украине.
Для достижения успеха недостаточно провести стратегическую сессию и провозгласить себя WCC-бутиком. Если претендуете на звание лучшего, ваша экспертиза и сервис должны быть безупречны. Результат работы должен не просто соответствовать ожиданиям клиента, он их превзойти.
Я выделяю несколько ключевых условий, которые предшествовали нашему успеху.
Первое и самое важное — мы собрали команду экстрапрофессионалов. Обязательное условие — единство наших целей и ценностей. Синергия, которая получается в результате, превращает просто объединение юристов в команду.
Второе — высокие стандарты и идеально отточенные бизнес-процессы. Важен каждый этап от методологии формирования позиции по делу до алгоритма работы младшего персонала. Бескомпромиссность в вопросах качества и одержимость своим делом — ключевые требования.
Третье — ориентированность на интересы клиента. Искренность намерений, стремление к успеху, постоянное желание самоусовершенствования. Такая позиция обязательна для всех — как для партнера-основателя, так и для юридического секретаря.
В этом году VB PARTNERS по результатам исследования Best Lawyer признана фирмой года в практике уголовного права. Мы горды, что коллеги так высоко оценивают наши усилия. Вдвойне приятно, что команда из 12 адвокатов настолько эффективно конкурирует с фирмами, которые объединяют 20–40 юристов уголовной практики.
— Антикоррупционная реформа находится в апогее своей турбулентности, отразится ли это на вашей работе? Как работа антикоррупционных органов влияет на интенсивность практики WCC?
— Уверен, попытки разрушения антикоррупционной инфраструктуры сделают ее стейкхолдеров только сильнее.
Дальнейшее усиление НАБУ/САП, расширение их нормативных и технических возможностей, а также активная работа ВАКС будут ключевым трендом практики WCC в ближайшие годы.
Детективы и прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры достаточно быстро учатся и формируют новые подходы к расследованию преступлений категории WCC.
Интересная тенденция — активное использование международного сотрудничества как средства сбора доказательств. География сотрудничества НАБУ широка — минимум 64 страны.
Их производства комплексные по своему характеру, требуют значительных затрат времени, работы целой группы адвокатов и помощников. Особенность обусловлена большим количеством следственных действий, которые иногда происходят в нескольких юрисдикциях одновременно, и все это под пристальным вниманием общества.
— С учетом последних тенденций какие можно очертить перспективы развития WCC-практики? Следовательно, какие краткосрочные и долгосрочные цели ставит перед собой ваша компания?
— Я прогнозирую бурное развитие практики. Политическая турбулентность — благодатная почва для нашей специализации. У политиков и крупного бизнеса появляется понимание, что лучший сценарий закрытия уголовного дела — законное решение, разработанное адвокатом.
Что касается целей нашей компании, мы и дальше планируем быть номер 1 в практике WCC и занимать лидирующие позиции Dispute Resolution.
Мы продолжаем активно развивать практику корпоративных расследований и строить широкую партнерскую сеть с ключевыми для нас западными партнерами.
Задачи на ближайшие несколько лет: дальнейшее расширение команды адвокатов, в том числе расширение партнерства за счет внутреннего ресурса. Особое внимание ко всем деталям бизнес-процессов, оттачивание их до идеала. Молодое поколение — наш приоритет, мы постоянно в процессе добора и селекции юных коллег — тех, кто будет блистать в судах через несколько лет.
Если говорить о перспективе пяти лет, то это дальнейшее расширение партнерства и, возможно, построение самой крупной «монофирмы» на украинском рынке с широкой сетью международных контактов.
