Читати PDF

ДИРЕКТОРІЯ ЮФ

Реструктуризация и банкротство

Ирина КАЛЬНИЦКАЯ,
партнер GOLAW, адвокат

Анатолий ГРАБОВЫЙ,
партнер GOLAW, адвокат

Бремя покажет

Одни новации Кодекса Украины по процедурам банкротства и связанные с его принятием изменения уже активно используются на практике, применение других ожидается в ближайшем будущем, но только прохождение дел о банкротстве по всем судебным инстанциям покажет, выдержана ли общая линия повышения защищенности прав кредиторов

Ирина КАЛЬНИЦКАЯ, партнер GOLAW, адвокат
Анатолий ГРАБОВЫЙ, партнер GOLAW, адвокат

В уходящем году произошли важные изменения законодательства в сфере реструктуризации и банкротства, направленные в первую очередь на защиту прав кредиторов от недобросовестных должников. В частности, 4 февраля 2019 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возобновления кредитования» (Закон). Его положения являются знаковыми для кредиторов, поскольку нивелируют ряд схем, наиболее распространенных среди недобросовестных должников, ипотекодателей и поручителей, не желающих исполнять свои обязательства.

Что касается банкротства, то уже введены в действие новые правила Кодекса Украины по процедурам банкротства (Кодекс), предусматривающие целый ряд позитивных изменений, направленных на защиту кредиторов.

 

Вопросы реструктуризации

Обратить взыскание на предмет ипотеки стало проще. Ранее ипотекодержателю необходимо было сначала добиться снятия всех наложенных обременений, в частности арестов по уголовным или гражданским/хозяйственным делам, в судебном порядке, а только потом он мог обратить взыскание на предметы залога. Сейчас же законодательством предусмотрено, что наличие зарегистрированных после регистрации ипотеки обременений на переданное в ипотеку имущество не является основанием для отказа в регистрации права собственности на такое имущество за ипотекодержателем — финансовым учреждением. Нам уже не только удалось успешно применить эту норму на практике, но и доказать, что данное правило распространяется и на иностранные финансовые учреждения.

Также одним из популярных способов выведения имущества из-под ипотеки была реконструкция предмета ипотеки. В такой ситуации ипотекодержатель вынужден был доказывать в суде, что перестроенное сооружение и указанное в договоре ипотеки — по сути одно и то же. О внесудебном взыскании до получения судебного решения о признании реконструированной недвижимости предметом ипотеки не могло быть и речи. Теперь же статья 5 Закона Украины «Об ипотеке» дополнена положением о том, что все самовольно реконструированные либо вновь созданные ипотекодателем объекты недвижимости являются предметом ипотеки.

Новый Закон закрепил и установленное ранее судебной практикой правило, что ликвидация должника не прекращает права залога (ипотеки) на имущество, переданное в залог имущественным поручителем такого должника. Основным условием для реализации этой нормы является необходимость кредитору подать иск в суд или же предъявить соответствующее требование к залогодателю до момента ликвидации должника. В таком случае ликвидация должника никак не повлияет на будущее обращение взыскания на предмет ипотеки, принадлежащий новому ипотекодателю. Примечательно, что аналогичное правило применимо и к поручительству, с той лишь разницей, что до ликвидации должника нужно успеть обратиться с иском, а не с простым требованием.

Кроме того, поручительство стало надежней. До недавних пор действовало правило, по которому увеличение основного обязательства должника (к примеру, увеличение срока возврата кредита) без согласования с поручителем служило основанием для прекращения поручительства. Нынешние изменения привели к тому, что договор поручительства в таком случае не прекращается, но поручитель отвечает перед кредитором только в размере первичного обязательства.

Немаловажным является и увеличение срока на обращение с требованиями к поручителю: ранее такой срок составлял шесть месяцев со дня неисполнения должником своего обязательства, а ­теперь равен общему сроку исковой давности продолжительностью три года.

 

Процедуры банкротства

Кодексом установлены новые правила инициирования банкротства. Отсутствуют ограничения по сумме долга, необходимой для подачи такого заявления. Кредитору не нужно дожидаться увеличения долга до миллиона с лишним гривен и просрочки в три месяца, если у него есть обоснованные подозрения в неплатежеспособности должника.

До минимума сведены и основания для возбуждения судом дела о банкротстве. Теперь не нужны доказательства бесспорности требований в виде вступившего в силу решения суда о взыскании долга и открытое исполнительное производство. Кредитор может сразу инициировать открытие дела по банкротству, что, в свою очередь, способно предупредить вывод активов и другие возможные риски.

Однако стоит отметить, что сейчас для подачи заявления об открытии процедуры банкротства необходимо авансировать арбитражному управляющему его вознаграждение в размере трех минимальных заработных плат.

Далее, Кодексом расширены полномочия суда. Теперь суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, рассматривает все имущественные споры, стороной которых является должник, а также все споры относительно его собственности.

К субсидиарной (дополнительной) ответственности лиц, виновных в банкротстве должника, а именно — бенефициарных владельцев должника, теперь добавлена солидарная (совместная) ответственность руководства должника, возникающая в случае несвоевременной подачи заявления о банкротстве, если возникла угроза неплатежеспособности.

Все кредиторы теперь имеют право обжаловать договоры, заключенные должником после открытия производства по делу о банкротстве или совершенные должником в течение трех лет (ранее — на протяжении одного года), предшествовавших открытию производства, если нанесен ущерб должнику или кредиторам.

В-третьих, в Кодексе теперь не указываются неконкурсные кредиторы шестой очереди. Срок подачи заявления кредитором после публикации объявления об открытии производства уже не является граничным. Только кредитор, не успевший подать заявления в срок, останется без голоса на собраниях.

Кодекс избавил арбитражных уп­равляющих от ненужного рудимента — первичной обязательной продажи целостного имущественного комплекса: теперь продажа осуществляется по согласию с кредиторами на аукционе через электронную торговую систему. Цену определяет арбитражный управляющий по согласованию с кредиторами. С целью удовлетворения требований как можно большего количества кредиторов установлены четкие правила снижения цены при повторных аукционах и только с согласия обеспеченного кредитора или комитета кредиторов, что поможет избежать манипуляций при проведении аукционов, когда связанные с должниками лица имели возможность приобрести имущество по минимальной цене.

Если продажа имущества на аукционе не состоялась, обеспеченный кредитор может сам стать покупателем, обратившись с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему. В случае продажи залогового имущества деньги направляются на погашение требований обеспеченных кредиторов независимо от очереди.

Ну и последнее, но не менее важное — новый институт банкротства физических лиц. Инициатором банкротства может выступать только само физическое лицо — должник. У кредиторов нет возможности подавать заявления о признании физического лица банкротом.

Несмотря на позитивные стороны данного нововведения, при обращении с заявлением о банкротстве необходимо учитывать невозможность повторной процедуры банкротства в течение пяти лет, необходимость письменного уведомления кредиторов о факте банкротства в течение следующих пяти лет и потере безупречной деловой репутации в течение следующих трех лет.

Все вышеуказанные изменения должны позитивно повлиять на показатели нашей страны в рейтинге Doing Business и, соответственно, на внутреннюю и внешнюю инвестиционную привлекательность, однако только практика покажет, как именно эти изменения скажутся на процедурах реструктуризации и банкротства в Украине.